Познань стала свидетельницей многих интересных и очень важных событий. Здесь часто бывали короли и принцы, светские сановники и духовенство. Можно даже сказать, что жители города привыкли к визитам высокопоставленных гостей. Одним из весомых событий в жизни города международного значения стал Познанский конгресс 1530 года. Детальнее о нем поговорим на poznanyes.eu.
Венгрия между Польшей, Габсбургами и Турцией

В 1530 году в течение нескольких недель взоры Европы были прикованы к Познани, где на карту поставили будущее Венгрии, а в переговорах приняли участие представители четырех стран. Правда, познанский съезд не принес никаких резолюций, но сам факт, что город выбрали местом проведения столь важного мероприятия, доказывает важность Познани в Речи Посполитой.
Венгрия в начале XVI века была одним из крупнейших государств Центральной и Восточной Европы. Надо напомнить, что помимо сегодняшних, скажем так, этнических венгерских земель, в состав Венгерского королевства входили также: Словакия, Хорватия, нынешняя румынская Трансильвания и часть северной Сербии. В один момент над Венгрией начали сгущаться черные тучи. Турки неумолимо приближались к ее границам, завоевывая последующие балканские страны. Венгры осознавали опасность, поскольку с конца XIV века воевали с турками с переменным успехом. Однако теперь, когда не стало буферных государств, отделяющих Венгрию от Турции, опасность оккупации части и даже всей страны оказалась вполне реальной. Несмотря на это, многие еврейские представители мечтали разместить на своих храмах самую священную национальную реликвию Венгрии – корону святого Стефана. Особенно любили ее Габсбурги и Ягеллоны.
Связи между Польшей и Венгрией уже в то время имели древние традиции. У них были общие короли и интересы. В 1370-1382 годах королем Венгрии и Польши был Людвиг, которого называли Венгерским. Его дочерью была королева Ядвига. В 1440-1444 годах обеими странами правил Владислав, прозванный Варненчиком по месту битвы, в которой он погиб, сражаясь с турками. Его племянник также Владислав, первенец Казимира IV Ягеллона и Елизаветы Габсбург стал королем Богемии в 1471 году, а в 1490 году венгры также избрали его своим правителем. Таким образом, ему удалось объединить эти две богатые и сильные страны в один союз. Однако его подданные были о нем немного лучшего мнения, называя Владислава худшим королем, в который практически ничего не сделал для людей.
В 1516 году Владислав умер, и трон перешел его единственному десятилетнему сыну Людовику II. Годом ранее в Вене было подписано соглашение между королем Польши Сигизмундом I Старым и королем Богемии и Венгрии Владиславом Ягеллоном и императором Максимилианом I Габсбургом. Сигизмунд опасался союза императора с Москвой, а Габсбурги уже давно претендовали на чешский и венгерский престолы, что ставило Венгрию перед потенциальной войной с Турцией. В Вене была достигнута договоренность о том, что в случае смерти Людвига без наследника венгерский и богемский престолы перейдут к Габсбургам. Это соглашение скрепили обещаниями двойного брака: Людовик Ягеллонский должен был в будущем жениться на эрцгерцогине Марии, внучке императора, а принцесса Анна, дочь Владислава и сестра Людовика, должна была стать женой эрцгерцогов Карла или Фердинанда. В итоге она вышла замуж за Фердинанда. Именно таким образом Габсбурги с помощью браков завоевывали один за другим европейские престолы. На первый взгляд, ничего страшного не случилось. Людвик был еще ребенком и не мог иметь потомков. В 1526 году в битве с турками при Мохаче в возрасте 20 лет он погиб. Фердинанд I Габсбург, к тому времени эрцгерцог Австрии, претендовал на его наследство. Он быстро короновал себя королем Богемии и предъявил претензии к трону Венгрии. Однако часть венгерской знати была против, чтобы трон занял Габсбург, и избрала королем Иоанна из рода Запольяи. Ему удалось короноваться королем Венгрии, но Запольяи считал, что он как коренной венгр, имеет также право на престол. Между претендентами разгорелась война, за которой пристально наблюдала Польша и Турция.
Что было в Польше?
Сигизмунд Старый оставался нейтральным по отношению к конфликту, хотя для Польши было бы лучше, если бы Запольяи стал королем. Усиление Габсбургов противоречило польскому смыслу существования, который хорошо знала королева Бона, несомненно, она была одной из самых выдающихся в Польше. Сигизмунд верил в незыблемость венских положений 1515 года, а также опасался возобновления антипольского союза между Габсбургами и Москвой. Сами австрийцы тоже не сидели сложа руки, они старались привлечь в свою партию как можно больше коронных сановников во главе с великим канцлером короны и кастеляном Кракова Кшиштофом Шидловецким, получившим от венского двора немалое жалование. Вскоре появился шанс начать переговоры между сторонами.
В 1527 году Запольяи потерпел поражение в войне с Фердинандом и бежал в Польшу. Гетман Ян Тарновский оказал ему гостеприимство, а король Сигизмунд заверил его в своей неприкосновенности. Национальный король Венгрии, не найдя другого выхода, в следующем году обратился за помощью к султану Сулейману Великолепному, признав себя вассалом. Султан это одобрил и в 1529 году вторгся в Венгрию, захватив ее столицу – Буду и, вернув Иоанну большую часть Венгрии, а затем двинулся на поместье Фердинанда, дойдя до Вены, но осаду города не предпринял. Страница перевернулась, и Фердинанду грозило поражение, хотя большинство европейских монархов считали его законным королем Венгрии. Запольяи, в свою очередь, был провозглашен союзником турок, за что папа Климент VII отлучил его от церкви. Фердинанд, напуганный быстрым продвижением войск султана, предложил Иоанну переговоры через Сигизмунда Старого и саксонского принца Георгия Бородатого, мужа Барбары Ягеллон, дочери Казимира Ягеллона, и, следовательно, сестры Сигизмунда Старого.
Проведение конгресса в Познани

Инициатива начать мирные переговоры между враждующими королями Венгрии исходила от саксонского принца в начале 1530 года. Идею подхватил Сигизмунд Старый, и началась переписка между заинтересованными сторонами. Запольяи и Фердинанд согласились на переговоры, которые должны были вести избранные ими делегаты, а в качестве посредником выступали представители польского короля и саксонского принца. Оставалось только выбрать подходящее место. Первоначально думали проводить конгресс во Вроцлаве, но Запольяи был категорически против этого, так как город находился на землях, принадлежащих Фердинанду, и он предложил любое место в Польше. Сигизмунд Старый согласился с его решением и назвал Познань местом, которое наиболее идеально подходит для такой встречи.
И все же, почему Познань? Все дело в том, что на тот момент город переживал свой «золотой век». Он был богатым, многолюдным. Более того, в 1510 году здесь проходил аналогичный конгресс, созванный по поводу споров с Тевтонскими рыцарями. Король очень хотел провести съезд в подходящей обстановке. Также ягеллонцы питали особенную любовь к Познани. Удивительно, но когда все было решено, Ян Запольяи выступил против Познани, как места встречи, аргументируя это тем, что она находится очень далеко от Венгрии. Король Сигизмунд назначил дату начала конгресса 29 сентября 1530 года. Кроме мирных переговоров, направленных на прекращение войны в Венгрии, вторым вопросом, который должен был решить конгресс, была женитьба десятилетнего Сигизмунда на четырехлетней дочери Фердинанда, Елизавете.
Главным на съезде со стороны Польши был епископ Познани Ян Латальский. Остальные делегаты от имени Сигизмунда Старого были подобраны так, чтобы избежать любых конфликтов. Саксонская делегация в составе: Ян Шлейниц, епископ Мейсенский, профессор права Лейпцигского университета Кшиштоф Карлевич. Польская и саксонская делегации прибыли в Познань вовремя, а австрийская и венгерская опоздали. Представители Фердинанда приехали в Познань 4 октября.
Заседание конгресса, ввиду реконструкции замка, проходило в городской ратуше, в то время еще готической. Большинство важных решений принималось на закулисных встречах, приемах и пирах. Прогабсбургские польские и саксонские делегаты поддерживали позицию Фердинанда, но другая часть польской делегации поддерживала доводы Запольяи. Однако обе стороны не хотели идти на уступки. Переговоры завершились в начале ноября и фактически оказались безуспешными. Заключили только годичное перемирье, которое на практике не соблюдалось. Вопрос о браке Сигизмунда Августа и Елизаветы Габсбург отложили. Только через 3 года приняли решение об их бракосочетании, но лишь при достижении ими подходящего возраста.
После конгресса Ян Запольяи искал союза с Польшей, так как очень хотел жениться на дочери Сигизмунда Старого Изабелле Ягеллонке. В 1538 году он получил согласие и лишь после подписания мирного договора с Фердинандом. Согласно ему Ян должен был отдать 2/3 территории Венгрии Фердинанду. Когда он заявил о своих правах на наследство, Изабелла и венгерские владыки отказались и прибегли к помощи Турции. В 1541 году султан направил свою армию в Венгрию, и королевство разделили. Западная и северная часть была включена в состав Османской империи, а восточная – превращена в зависимое от Турции княжество. Такое разделение сохранилось до 1699 года.
Несмотря на негативные результаты конгресса, он принес Познани определенные выгоды. Благодаря ему о городе узнала вся Европа, горожане получили возможность оказаться в центре большой дипломатии.
